По данным на начало 2014 года, когда Крым еще не входил в состав России, в России действовало 10 официально зарегистрированных религиозных организаций Киевского патриархата, в том числе одна руководящая. Цифры — Министерства юстиции. При этом еще одна организация, как мы увидим, к тому моменту просто убрала упоминание о принадлежности к филаретовцам из своих документов (но позже — снова «вспомнила»).
Да, в России есть целые епархии Киевского патриархата, объединенные в структуры более высокого уровня. Заглянем, например, в журналы заседания Священного Синода Киевского патриархата от 13 мая 2017 года: «Постановили: Образовать на территории Российской Федерации (в пределах международно признанных границ) Русский экзархат Украинской православной церкви Киевского патриархата. Включить в состав Русского экзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Белгородскую и Богородскую епархии УПЦ Киевского патриархата в Российской Федерации. Назначить экзархом Всероссийским, управляющим Русского зкзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Преосвященного Иоасафа, митрополита Белгородского и Обоянского».
Непосредственно о чем, как и когда возникшем идет речь?
Первый приход Киевского патриархата в России образовался в ходе такого же раскола, который сейчас производит на Украине Константинопольский патриархат путем создания «параллельной» канонической юрисдикции в стране. В апреле 1990 года настоятель Цареконстантиновского прихода Русской православной церкви в Суздале архимандрит Валентин (Русанцов) заявил о переходе с общиной в Русскую православную церковь заграницей (РПЦЗ), в которой уже в январе 1991 года он был посвящен в Брюсселе в епископа Суздальского и Владимирского и стал затем экзархом РПЦЗ в России. Предполагалось, что после появления легальной юрисдикции «зарубежников» в России под названием Российской православной свободной церкви (РПСЦ) в нее начнут необратимо массово переходить духовенство и верующие. Однако этого не произошло.
Между тем, раскольнический дух быстро дал о себе знать и в июне 1993 года Русанцов заявил уже о непризнании решений священноначалия РПЦЗ, официально отделившись от этой Церкви только в октябре 1995 года. Русанцов образовал собственную неканоническую юрисдикцию под прежним названием (в 2001 году перерегистрирована как Российская православная автономная церковь). Однако еще до этого, 18 января 1993 года, Русанцов принял в состав РПСЦ общину Богоявленского собора в подмосковном Ногинске во главе с архимандритом Адрианом (Стариной).
Старина — весьма выразительный персонаж. В период начавшегося в перестройку религиозного возрождения он, получив в 1989 году управление возвращенным Церкви полуразрушенным Богоявленским собором XIX века в Ногинске, успешно провел сбор денег и начал ремонт собора и строительство огромного храмового комплекса, включавшего женский монастырь, семинарию, гимназию и большое подсобное хозяйство. Но одновременно на посту главы прихода он обнаружил авторитарные замашки и абсолютно бесконтрольно распоряжался собираемыми на строительство огромными деньгами. Добавим к этому и еще одно шокирующее обстоятельство.
Газета «Радонеж» писала: «Почти одновременно с созданием церковного учебного заведения стали появляться и жалобы на деятельность нового настоятеля. Жаловались алтарники Богоявленского собора, жаловались родители учившихся в гимназии детей, жаловались прихожане храма. О. Адриана обвиняли ни много ни мало — в противоестественном пороке». Как утверждало 9 сентября 2015 года интернет-издание «Русская планета», ссылаясь на протоколы Архиерейского собора РПЦЗ 1993 года, в 1991 году против Адриана было возбуждено уголовное дело о домогательствах к двум подросткам-алтарникам, один из которых затем от моральных травм повесился.
Ряд данных, приведенных «Русской планетой», выглядит особенно скандально: Адриан опаивал своих алтарников прямо в храме в дни крупных церковных праздников и там же устраивал оргии.
«Летом 1992 года, — продолжает «Радонеж», — началось судебное разбирательство по фактам домогательств со стороны Адриана к алтарникам и другим подчиненным ему юношам, трудившимся на приходе. Однако ни к чему оно не привело: у архимандрита действительно сложились крепкие связи с сильными мира сего. Скандальное дело удалось замять. Однако в Ногинском благочинии терпеть запятнавшего себя столь отвратительными проступками клирика уже не желали». 14 сентября 1992 года клир Ногинского благочиния практически единогласно (24 из 27 голосов) поддержал обращение к правящему архиерею об устранении Старины, которое 1 октября 1992 года было рассмотрено епархиальным советом Московской области, после чего митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) издал указ о снятии скандального архимандрита с поста настоятеля собора и переводе за штат «за недостойное поведение, выразившееся в различных действиях, порочащих высокое звание пастыря и христианина».
Старина указ не признал, с поста настоятеля не ушел, забаррикадировавшись в соборе с группой фанатично преданных (либо финансово заинтересованных, так как через его руки к тому времени проходили огромные суммы денег) сторонников. После того, как 10 января 1993 года патриарх Алексий II своим указом перевел Старину в Ульяновскую епархию, архимандрит поспешил найти себе легитимное пристанище у «зарубежников». Впрочем, информация о его специфических наклонностях быстро стала известна и там. 18 марта 1993 года церковный суд Московской епархии РПЦЗ под руководством епископа Каннского Варнавы (Прокофьева) поставил вопрос о том, что «свидетельства о его тяжких нравственных преступлениях делают невозможным его служение в ограде церковной».
11 мая 1993 года Архиерейский собор РПЦЗ отменил решение о принятии Старины в юрисдикцию этой Церкви, отметив: «Архимандрит Адриан пользовался плохой славой еще на своем старом приходе, а в Ногинске против него возбуждено было уголовное дело за растление малолетних церковных прислужников. Все происходящее безобразие пошатнуло веру многих… Когда патриархия намеревалась его перевести на другой приход, архимандрит Адриан перешел в юрисдикцию Российской свободной церкви в Суздальскую епархию. Происходит, таким образом, дискредитация нашей Церкви».
27 декабря 1993 года этот деятель был радостно принят в Киевском патриархате. Честолюбивый Старина, давно мечтавший о епископском посохе, добился того, что 6 февраля 1994 года в Киеве его хиротонисали в правящего епископа Днепропетровско-Запорожской епархии (родился он как раз в Днепропетровске). Вслед за этим 8 февраля 1994 года на базе общины Богоявленского собора и действующих при нем Свято-Тихвинского женского монастыря и Ногинской духовной семинарии была создана Богородская епархия (Богородск — дореволюционное название Ногинска) Киевского патриархата, которую Старина также возглавил с титулом «Московского и Богородского», совместив таким образом управление одновременно двумя епархиями в двух странах.
В 1995 году Старина вошел в состав Священного Синода Киевского патриархата. Впрочем, даже там через время поняли, кого пригрели у себя на груди. На прошедшем 17-18 марта 2011 года заседании Священного Синода Киевского патриархата Филарет выступил с отдельным докладом «О ситуации в Днепропетровской епархии».
В журналах Синода Киевского патриархата сообщалось: «По просьбе Преосвященного митрополита Адриана (Старины) Днепропетровская епархия (ранее в 1999 году Днепропетровско-Запорожская была разделена на Днепропетровскую и Запорожскую, первую из которых возглавил Старина, получивший в 2002 году сан митрополита. — Прим. Ред.) была разделена на Днепропетровскую и Криворожскую. Преосвященный митрополит Адриан (Старина) был назначен управляющим Криворожской епархией. В состав этой епархии не был включен город Днепропетровск, который входит в состав Днепропетровской епархии. По настоятельной просьбе Преосвященного митрополита Криворожского и Никопольского Адриана в его управлении в качестве исключения были оставлены храмы. ап. Петра и Павла и св. пророка Божия Илии в г. Днепропетровске (Журнал № 22 заседания Священного Синода от 21 октября 2009 г.)».
А дальше Старина проявил свой интриганский нрав: «Вопреки духу и букве решения Священного Синода митрополит Криворожский и Никопольский Адриан на базе оставленных в его управлении в качестве исключения храмов в городе Днепропетровске образовал в составе вверенной ему епархии «Днепропетровское благочиния», чем вмешался в юрисдикцию Днепропетровской епархии. От имени этого благочиния он действует как епархиальный архиерей в городе Днепропетровске, чем также нарушает юрисдикцию Днепропетровской епархии и вызывает недоразумение в церковной жизни». Филаретовский Синод послал ему недвусмысленный сигнал перестать вмешиваться в чужие дела и начать выполнять указания руководства.
В том же году скандальный митрополит исчез из числа членов Священного Синода Киевского патриархата. Очевидно, в связи с этим Старина решил теперь «кинуть» и принявшего его в тяжелый час Филарета, проведя 14 ноября 2011 года перерегистрацию Богородской епархии и убрав при этом из ее названия упоминание о принадлежности к Киевскому патриархату (она стала просто некоей «Украинской православной церкви»).
Затем Старина совершил тот же кульбит, что и пятью годами позже Филарет, обратившись 21 июля 2012 года с покаянным письмом к патриарху Московскому и всея Руси и попросив принять его обратно. При этом «епископ Московский» скромно предложил в письме: «В Российской Федерации постоянно проживает несколько миллионов украинского населения, в том числе и в Москве. Не хотели бы вы… в составе РПЦ Московского патриархата в России сформировать Украинскую епархию?… Доверьте мне возглавить эту новую структуру, которая будет развиваться только согласно с Вашего Первосвятительского благословения». Ответа не последовало, а само письмо пару лет назад было предоставлено автору этой статьи из патриаршего архива.
В итоге, поскольку публично о письме Старина особо не распространялся, он решил «тихой сапой» вернуться в ряды филаретовцев и даже прибыв со своими приверженцами для участия в проходившем 26-28 июля 2013 года в Киеве Поместном соборе Украинской православной церкви.
Но «возвращение блудного митрополита» получилось скомканным: как позже он с обидой заявил на своем сайте, перед всем залом его начали высмеивать представители епископата Киевского патриархата, а Филарет прервал его выступление с трибуны.
Вернувшись домой, митрополит начал всячески ругать Филарета, а 7 июня 2014 года община Богородской епархии провела отчетное собрание, окончательно убрав из своих документов упоминание о принадлежности к Киевскому патриархату. Тем более, к этому моменту публично отмежеваться от поддержавшего АТО патриарха Киевского было полезно (правда, в следующем году Старина все равно поехал на торжества раскольников в Киеве, заявив потом в интернете, что Филарет натравил там на него сотрудников СБУ).
Тем не менее, в августе 2015 года в Ногинске началась массовая общественная кампания против действующей здесь епархии Киевского патриархата. Стоит отметить, что в 1997 году по решению суда милиция вернула Богоявленского собор его законным владельцам в лице Богородского благочиния РПЦ, после чего Старина в 2014 году приобрел большой участок на краю Ногинска и начал там строительство трехэтажного кирпичного особняка, сделав при нем с улицы подъезд с декоративным куполом, а внутри дома — молельный зал. Между тем, строительство домов общественного назначения на личных участках запрещено и не раз служило законным поводом для сноса такого самостроя.
Негодование жителей тогда вызвало и широкое привлечение Стариной для постройки своего «коттеджа-храма» гастарбайтеров из Средней Азии, многим из которых к тому же «епископ» решил не платить за проделанную работу и те обратились в контрольные инстанции (в базах судов есть целый ряд дел по таким поводам в отношении Старины). Интересно, что подобные наклонности, как отмечает «Русская планета», у Старины проявлялись и в 90-е годы: «Адриан знать не знал, да и не хотел знать, что существуют какие-то нормы… Приглашая рабочих, Адриан обманывал их, а на протесты отвечал: «Кому не нравится, идите на все четыре стороны». Если же кто-то из контролирующих органов предъявлял претензии, то слышал: «Ты коммуняка, иди вон отсюда».
На этот раз, когда администрация Ногинского муниципального района обратилась в суд с иском о сносе незаконного построенного здания общественного назначения и 23 июня 2016 года выиграла это дело, а 9 октября 2016 года выиграла апелляционные слушания в Московском областном суде, Старина вдруг «вспомнил», что принадлежит к Киевскому патриархату (с которым давно официально порвал) и все «гонения» на него происходят вследствие этого. Информационные ресурсы филаретовцев и официальные ведомства Украины немедленно начали истерию о «сносе единственного украинского храма в России».
Более того, в интервью либеральным российским СМИ Старина в октябре 2016 года уверял, что и его снятие в 1992 году с поста настоятеля Богоявленского собора было вызвано его национальностью: «По версии отца Адриана, все происходило так. В 1992 году, когда Украинская церковь провозгласила автокефалию, ко всем активным украинцам стали приглядываться». Но вот ушел он почему-то к «зарубежникам», имевшим реноме русских великодержавных патриотов-монархистов, а лишь когда его выгнали и оттуда — в Киевский патриархат.
Между тем, решение суда до сих пор не исполнено — незаконно построенный Стариной храм стоит в Ногинске. На фоне гонений на Московский патриархат на Украине, где у него отбирают силой храмы, Россия демонстрирует удивительный либерализм к филаретовцам. И не только к приходу Старины (пусть и самому известному за пределами Крыма), но и другим приходам Киевского патриархата, разбросанным по всей стране.
Удивительно похожая биография и у других архиереев Киевского патриархата в России, разве что не так богата деталями скандалов, как у Старины. Например, митрополит Воронежский и Обоянский Иоасаф (Шибаев).
10 сентября 1991 года игумен Шибаев, являвшийся настоятелем Свято-Троицкого собора города Обоянь в Курской области, вышел из Русской православной церкви и перешел к «зарубежникам». Точнее, в созданную ими к тому времени в России Российскую православную свободную церковь. Как сообщает сайт raskolam.net, «причиной для Шибаева уйти из РПЦ стал скандал вокруг особых его специфических отношений с иеромонахом Серафимом Баранчиковым — обеих обвинили в содомском грехе».
В рядах РПСЦ Шибаев развил активную деятельность, получив сан архимандрита и пытаясь стать епископом. Как упоминается в некоторых источниках, в 1993 году ему удалось добиться назначения управляющим Белгородско-Обоянской епархией РПЦЗ, однако, в данном случае он мог выдавать желаемое за действительное. Фактом является то, что в конце 1994 года Шибаев ушел от «зарубежников» и был принят в Киевском патриархате, где 19 февраля 1995 года был хиротонисан в Киеве во епископа Белгородско-Обоянского, а затем включен в число постоянных членов Священного Синода. В 2000 году он был произведен в архиепископы, а затем в митрополиты.
Официально зарегистрированы три входящих в состав этой епархии Киевского патриархата прихода — Свято-Троицкий приход в Обояни (впервые зарегистрирована в государственных органах 11 ноября 1994 года), Свято-Никольский приход в городе Шебекино Белгородской области (впервые зарегистрирована 17 марта 1999 года) и приход Святого архистратига Михаила в поселке Маслова Пристань в Шебекинском районе Белгородской области (впервые зарегистрирована 2 января 2000 года). Кроме того, по данным базы ЕГРЮЛ, Шибаев значится одним из учредителей Свято-Духовского прихода Свободной Российской православной церкви (видимо, речь о РПСЦ) в городе Валуйки Белгородской области (впервые зарегистрирована 14 декабря 1999 года).
Судя по имеющимся в Интернете фотографиям, приход в Шебекино на 2009 год имел собственное культовое здание в подобие храмовой архитектуры, судя по всему, перестроенный общиной из небольшого частного дома.
Щупальца Киевского патриархата добрались даже до Сибири и Дальнего Востока. 14 декабря 1993 года в иерархии этой неканонической церкви появился епископ Тобольский Енисейский Варух (Тищенков), возглавлявший Сибирскую митрополию. Откуда эти титулы? Как сообщается в его биографии, будучи в Русской православной церкви, Тищенков в 1978 году возглавлял некий приход Покрова Пресвятой Богородицы в Красноярской области (без уточнений, где именно), а на момент перехода в Киевский патриархат был настоятелем храма при одном из кладбищ в Кургане. Собственно, по адресу последнего и было 16 августа 2005 года зарегистрировано Управление Сибирской митрополии Киевского патриархата (при том, что Тищенков дослужился к тому времени у филаретовцев лишь до архиепископа).
В 2009 году в Интернете появился видеоролик, посвященный гомосексуальным связям Тищенкова и его окружения (насколько известно, его достоверность он не отрицал). Его членству в Киевском патриархате это не повредило. Повредило другое — действовал он настолько независимо, что полностью оторвался от контроля из Киева.
На прошедшем 17-18 марта 2011 года заседании Священного Синода Киевского патриархата приняли решение: «Констатировать, что Преосвященный Варух (Тищенков), архиепископ Тобольский и Енисейский, потерял связь с Украинской православной церковью Киевского патриархата и фактически не принадлежит к ней. В связи с этим исключить преосвященного архиепископа Варух (Тищенков) из числа епископата Украинской православной церкви Киевского патриархата».
30 января 2018 года действовавшее в Кургане Управление Сибирской митрополии Киевского патриархата официально ликвидировано. Еще ранее, 16 марта 2006 года, ликвидировали зарегистрированный 19 ноября 2003 года филаретовский приход Николая Чудотворца во Владивостоке. Подчинялся ли он Тищенкову или действовал абсолютно автономно, неизвестно — среди учредителей прихода он не значится и принадлежность к Сибирской митрополии у него не прописана. Однако целый ряд учредителей этого дальневосточного прихода Киевского патриархата (включая прописанного первым среди них Анатолия Криля) фигурируют среди тех, кто 26 сентября 2006 года регистрировал действующий ныне в том же городе Приморский центр украинской культуры Анатолия Криля «Горлица».
На сайте организации сообщается: «Центр стал правопреемником общественных организаций, работающих во Владивостоке с 1991 года… создан для сохранения украинского языка, культуры, традиций и обычаев, взаимному культурному обогащению между этническими общностями украинцев». С 2002 года Центр регулярно проводит этнокультурные мероприятия: краевые фестивали украинской культуры, Шевченковские вечера и т.п.
В целом, можно констатировать, что структура Киевского патриархата на территории России крайне аморфна и виртуальна, представляя собой в реальности несколько приходов на базе домовых храмов, группирующихся в Подмосковье и Белгородской и Курской областях и имеющих некоторое число последователей. Одна из епархий (Тобольская и Енисейская) была ликвидирована в 2011 году, вторая (Богородская) ввиду попыток ухода от филаретовцев находится в непонятном статусе и по сути взята под контроль единственного лояльного епископа — Белгородско-Обоянского Иоасафа.